Храмы

В районе существует несколько действующих храмов. Многие люди приложили свои усилия для реставрации этих храмов, разрушенных временем или в ходе военных действий. Многие из этих храмов казались безнадежно утеряны, но послушники и меценаты сделали поистине рукотворные чудеса.

Мудрость - дочь опыта

Леонардо да Винчи

Феофилова Пустынь

Проезжая вдоль деревни Феофилова Пустынь (до недавнего времени деревня называлась Николаево) по шоссе Санкт-Петербург - Псков, можно видеть останки храма. Это остатки Успенского храма бывшей Феофиловой Успенской пустыни. Монастырь был основан в 1396 году на стыке Логовещенского, Которского и Воротненского погоста, выходцами из Коневецкого монастыря преподобными Феофилом и Иаковом. Мощи святых угодников и сейчас покоятся здесь. В период царствования императрицы Екатерины существовавшая до этого три с половиной сотни лет обитель была упразднена, а Успенская церковь была обращена в приходскую. Вокруг нее возникло село Феофилова Пустынь, память о преподобных не меркла. Однажды мимо проезжал государь России Александр I ,у которого "простудный недуг поразил ноги". Император коленопреклоненно молился у раки Лужского чудотворца Феофила и в благодарность за исцеление повелел на свои средства возвести здесь новый каменный храм, что и было сделано в 1824г, император лично присутствовал при освящении храма. В каменном храме главный престол в честь Успения Божией Матери, правый придел преп. Феофила, левый, Александра Невского. Деревянная церковь посвящена Успению Божией Матери.

В предреволюционное время село стало местом целого ряда благотворительных учреждений. 3десь были земский врачебный покой, сельская община сестер милосердия и постоянная дача для воспитанников-сирот Санкт-Петербургского духовного училища. В 1923 году Феофилова Пустынь была переименована в Николаево. Каменный храм был закрыт в 1931 году, вместо него был открыт клуб, в период оккупации богослужения возобновились. В1944 году храм сильно пострадал, а после войны местное население продолжило его разрушение растаскивая кирпич для своих нужд. О судьбе деревянной церкви ничего неизвестно. Сейчас планируется построить здесь деревянную церковь.

 

Успенская церковь в упраздненной Феофиловой пустыни

По материалам "Памятной книги Санкт-Петербургской Епархии" за 1899 г.

Феофилова пустынь находится в 200 вер. от Петербурга и в 56 вер, от Луги. Называется по имени бывшей здесь до 1764 г. мужской пустыни, основанной преп. Феофилом. Село стоит при соединении Динабургского шоссе с Новгородско-Псковским, на берегу р. Омучи, впадавшей в Плюсу.

В Феофиловой пустыни, упраздненной в 1764 г. была деревянная церковь Успения, но в ней службы не было. Когда она сгорела, то, построена другая, также деревянная и в тоже наименование церковь. Об освящении её свидетельствует надпись на подпрестольном кресте, где говорится, что жертвенник (престол) освящен "при державе.., Петра Алексиевича., по благословению Иова... митрополита Новаграда и Вел. Лук в лето мироздания 7220, от Рождества же Слова Божия 1712 г. месяца августа в 14 день, на память св. Пророка Михея, а святил тое церковь того же монастыря строитель иеромонах Гурий с присутствующими с ним". Эта церковь, за ветхостью, разобрана в 1823 г. и в 4 саж. на запад от нее построена временная деревянная церковь, меньшого размера, без колокольни, во имя Успения. В 1824 г. кроме неё, построен каменный храм. На подпрестольном кресте временной церкви написано, что она освящена при державе Императора Александра Павловича, по благословлению митр. Серафима, наместником Александро-Невской лавры архим. Товиею августа 15 1824 г. Временная церковь и каменный храм существуют до ныне. Средствами на построение этих церквей послужили: 15 т. р. асс. выданные из комиссии дух. училищ; 80 т. р. асс. в билете, от купца Солодовникова; процентов с капитала Солодовникова и г-жи Глинкиной (13,251) — 522 р. 77 к.; от разных благотворителей - 172 р.; от богомольцев собрано в дни освящения храмов 500 р.; за оставшиеся после постройки материалы выручено 500 р. Всего собрано было до 62 т. р. асс., а истрачено несколькими рублями больше. В каменном храме главный престол в честь Успения Божией Матери, правый придел преп. Феофила, левый, Александра Невского. Антиминсы боковых престолов освящены еписк. Ревельским Григорием 1823 г. ноября 22 и подписаны митр. Серафимом. Антиминс главного престола новый, освященный 1875 г. июля 27 еписк. Палладием.

Деревянная церковь посвящена Успению Божией Матери. Антиминс ее освящен июля 30 1818 г. митр. Михаилом.

В храмах достопримечательны: 1) мощи преп. Феофила, почивающие, под спудом, под средним алтарем каменной церкви. Преп. Феофилу местно празднуют 29 декабря. Этот Феофил был игуменом здешней пустыни и скончался в 1592 г.; 2) мощи преп. Иакова, неизвестно когда жившего; неизвестно также и место, где они положены.

Причт сперва состоял из священника и двух причетников. В 1854 г. с увеличением прихода, определена просвирня. Прежними священниками были: Исаия Васильев, служивший до 1788 или до 1780 г. Петр Тимофеев, (с 1780 по 1797 г); Игнатий Василев, (с 1797 по 1831 г.). Он был сын пономаря Порховского уезда и служил сперва пономарем, а потом диаконом в Боротинском погосте. При нем выстроен каменный храм. Говорят, что Император Александр I посещая Феофилову пустынь, заходил к о. Игнатью и даже исповедывался у него; Петр Григорьев, после переведенный к Лугскому собору и живущий еще и по ныне; Димитрий Антоииев Романский из второразрядных студентов.

Ныне служит Иоанн Семенов Разумовский также из второразрядных студентов, перешедший сюда в 1854 году из Ветвеника (Гдовского у.).

В звании дьячков состояли: Трифон Игнатьев 1801 г., Петр Екимов Голубев (1801-1806), Иван Васильев (1800 - 1838), Александр Каллиников Смирнов (1844 - 1855), Иван Онисимов Лабецкий перемещенный в 1880 г. в Заполье; Андрей Андреев Чужбовский, служивший с 1865 до 1867 г. и переведенный в Дылицы; Иван Иванов Ильинский служить по настоящее время.

Пономари: Григорий Исаев, Иван Григорьев, Иван Каменоградский и Стефан Яковлев Яновский.

Церкви принадлежат: 1) два ветхих деревянных дома для причта, сторожка и баня; 2) земли 89 дес. 2,022 саж.; в том числе под кладбищами и церквами 1 дес. 590 саж.; неудобной 1 дес. 1,270 саж.; 3) 2,250 р. капитала церковного и 530 руб. на причт.

Дом священника построен в 1858 г из боковых флигелей телеграфного здания, находившегося на шоссе, в 6 вер. от церкви; дом причетника переделан из бывшего здесь дома священника Романского. По преданию в этом доме жил Александро-Невской Лавры наместник, архим. Товия, наблюдавший за постройкою церкви. Дом этот Товия оставил за долг священнику Игнатью Васильеву, а потом он переходил от одного священника к другому чрез покупку.

Доходов получается до 600 р. с. на причт. Жалованья священник получает 200 р. псаломщики по 70, просвирня 30 руб. Соседние приходы: Гагринский, Запольский, Уторгощский, Боротинский и Веленьский. Усадеб в приходе 2, деревень 10; это суть: Феофилова пустынь, Лавровна, Селицы, Пахонь, Кирилково, Старищи, Звад, Дертины, Большое и Малое Льзи. Прихожан м. п. 824, жен. 919.

В соседстве есть несколько школ. Так при волостных правлениях в Заполье и Боротно есть земские школы; в Гагрине и в Веленях есть школы министерские. В этих школах и учатся дети здешних крестьян.

Прихожане часто посещают ближайшие церкви, особенно где есть или волостное правление или станция железной дороги.

 

Направляйте нам Ваши замечания, предложения, вопросы >>>




Святыни

В часовнях и церквах района храниться несколько ценнейших икон.

Многие из этих произведений были возвращены в храмы благодаря мещенатам.

Эти священные предметы относятся не только к духовному и культурному наследию. Они имеют большую историче-кую ценность.