Храмы

В районе существует несколько действующих храмов. Многие люди приложили свои усилия для реставрации этих храмов, разрушенных временем или в ходе военных действий. Многие из этих храмов казались безнадежно утеряны, но послушники и меценаты сделали поистине рукотворные чудеса.

Мудрость - дочь опыта

Леонардо да Винчи

Веленская церковь

В 1498 году в селе Велени упоминается церковь Параскевы Пятницы, позднее храм неоднократно перестраивался, в 1764 году была поставлена деревянная Знаменская церковь на месте сгоревшего храма, затем в 1850 году была выстроена новая деревянная церковь с приделом Николая Чудотворца, но она сгорает в 1882 году. На её месте в 1884 году была построена последняя деревянная Знаменская церковь. Храм действовал до конца 50-х годов ХХ века, когда он был закрыт и стоял пустой.

В 1995 году храм сгорел от удара молнии, сейчас на его месте сохранилось старинное кладбище где раньше хоронили священников и заслуженных граждан, на месте престола установлен православный крест.

Церковь в селе Велени

По материалам "Памятной книги Санкт-Петербургской Епархии" за 1899 г.

Село Велени находится в 209 вер. от Петербурга, в 72 от Луги и в 18 вер от "Белой" — станции Варшавской ж. д., при старой Смоленской дороге, близь пустоши "Велени", от которой произошло и название села.

По писцовым книгам 1481-85 гг., на месте нынешней деревни Логовещи, был погост Логовенской, с церковью Покрова, а Велени значились селом с церковью. Церковь Логовенская в писцовых книгах показана развалившеюся (может быть разорена была литовцами). Была ли после этого в Логовещах церковь, неизвестно. По рассказам старожилов, была в начале 18 века в Веленях деревянная церковь Знамения Пресвятой Богородицы, выстроенная помещиком Вороновым, но она, по тем же рассказам, сгорела со всем имуществом. На место ее помещик Крекшин перевез сюда из Порховского уезда (Псков. губ.), из села Березы, деревянную церковь, тоже во имя Знамения. В 1850 г., она за ветхостью, разобрана и вместо ее построена новая, деревянная, на каменном фундаменте, в тоже имя. В 1852 г. помещица Иванова устроила в ней придел во имя св. Николая. 11 ноября 1882 г. эта церковь сгорела от лопнувшей дымовой трубы. На место ее, для временной церкви, попечительством пожертвовано здание приходского училища. Устроенная церковь освящена 22 декабря благочинным Петром Кулигиным. С нынешнего 1884 г. предположен постоянный храм, заготовлен лес, планы представлены в консисторию.

Лет за 100 тому назад и до ныне причт состоял из священника и двух причетников; иногда был штатный диакон. Из прежних священников известны: Василий Сильвестров, служивший 42 года в 18 веке, Антоний Василев (+ 1804), Трифон Игнатьев (+ 1825), Иоанн Андреев Ильинский (+ 1840 г.), Василий Алексеев Павский (+ 1859), Иаков Иоаннов Уткин (+ 1861). Ныне священствует Евфимий Иоаннов Лебедев. Псаломщики: Феодор Горинов и Феодор Зверев.

Земли при церкви 44 дес. большею частью неудобной. Она нарезана землемером Швыкиным. При деревне Логовещахпри прежнем погосте, была церковная земля, но ею владеют наследники помещицы Ивановой. Капитала при церкви 4,700 р. Из них 2,000 р. пожертвовала помещица Иванова. Причт живет в собственных домах, построенных на церковной земле. Священник живет в нанятом доме, так как дом, им занимаемый, сгорел в 1882 г. В замен земли причту дается по четверику ржи с венца, не старше 45 лет; доходы за требы незначительные. Священник получает жалованья 200 р., псаломщики по 70 р., просвирня — 30 р.

Соседние приходы: Феофилова пустынь, Хредино и Щирский погост. Из деревень ближайшие к церкви суть: Велени, Лудони, Новоселье, Щирско, Ягодно, Секучи, Сидоровщина, Пашково и Раменье. Более отдаленные: Захонье, Тухини, Жупаново, Комарино, Лохово, Дубровка, Буянщино и Обода. Остальные деревни находятся на расстоянии 9-11 верст. Это суть: Загоре, Заборове, Логовещи, Горки и Поневицы. Всех прихожан м. п. 1,223, жен. 1,447.

Деревня Раменье населенная беспоповцами, приписана сюда в 1879 г. от Кубасовского единоверческого прихода. Сперва открыта была земская школа при Лудонском волостном правлении. Потом церковное попечительство постановило открыть две школы - одну при церкви, а другую при деревне Логовещах, ассигновав на каждую по 100 р. Этому содействовали помещики Досс, Назииюва и Крекшипа. В 8 лет из школы вышло до 32 мальчиков с льготами по воинской повинности. Выучившиеся здесь стали участвовать в церковном чтении и пении. В.1881 г. попечительские школы, по недостатку средств, закрыты. В 1879 г. вместо земской школы, открыто в тех же Лудонях, при участии инспектора Михельсона, одноклассное училище, в 3 вер. от церкви. В нем ныне учится 52 мальчика и 13 девочек. Из учащихся составлен хор, поющий в церкви.

По деревням празднуют: в Захонье, Коневицах, Логовещах, Горках, Заборовье, Ободах, Буянщине, Дубровах и Букине - Введению и Флору и Лавру, в Лудонях, Новоселье, Щирске, Ягодне, Секучах, Сидоровщине и Веленях - Параскевы, в Лудонях и Новоселье, в первую пятницу Петрова поста бывает крестный ход, в память холеры 1854 г.

При свадьбах следующие особенности: когда, накануне дня свадьбы бывают «пропивины невесты», то стол покрывают двумя скатертями: скатерть невесты кладется внизу, а скатерть жениха - вверху. По окончании угощения, невеста сдергивает скатерть женихову и угощает родных жениха уже на своей скатерти.

Над умершими соблюдается, что в момент смерти вывешивают за окно чистое полотенце, которое и висит в продолжении шести недель, чтобы им вытерлась душа умершего, омывшись в воде, поставленной на окне в стакане. Кладбищ в приходе три: одно при церкви и все уже занято, другое — в ? версты от церкви, третье при дер. Логовещах, где прежде была церковь и где теперь деревянная часовня.

Попечительство открыто в 1870 г. Председатель его священник, члены - церковный староста и 7 крестьян. Сборы попечительства ничтожны.

_ 1884 г. 1 мая. Священник Евфимий Иоаннов Лебедев.

 

Направляйте нам Ваши замечания, предложения, вопросы >>>




Святыни

В часовнях и церквах района храниться несколько ценнейших икон.

Многие из этих произведений были возвращены в храмы благодаря мещенатам.

Эти священные предметы относятся не только к духовному и культурному наследию. Они имеют большую историче-кую ценность.