Храмы

В районе существует несколько действующих храмов. Многие люди приложили свои усилия для реставрации этих храмов, разрушенных временем или в ходе военных действий. Многие из этих храмов казались безнадежно утеряны, но послушники и меценаты сделали поистине рукотворные чудеса.

Мудрость - дочь опыта

Леонардо да Винчи

Боротненский погост

Воротненский храм Покрова Пресвятой Богородицы с приделом в честь Великомученика Георгия был построен в 1802 году на месте более старого храма, первое упоминание о Егорьевском храме в Бортенском погосте относится к 1498 году. Каменный храм действовал до конца 60-х годов 20века, когда в нем стало некому служить, он был временно закрыт. Кто-то из местных жителей позарился на жесть, которой был покрыт храм и украл часть кровли, с этого началось разрушение храма. По рассказам местных жителей частично убранство храма было украдено рабочими, тянувшими до деревни линию электропередач, и именно они положили начало разграбления храма.

До деревни Боротно была проложена асфальтированная дорога, но последний дачник покинул её несколько лет назад, сейчас в деревни нет ни одного дома, иконы и часть утвари была перевезена в Хредино( белые киоты в храме Флора и Лавра), в здании храма сохранялись интересные фрески, но в праздник Пресвятой Троицы в церкви случился пожар, в результате которого все деревянные конструкции храма сгорели, кровля полностью обрушилась.

Покровская церковь в Боротинском погосте

По материалам "Памятной книги Санкт-Петербургской Епархии" за 1899 г.

Боротинский погост находится в 200 верстах от Петербурга, в 72 от Луги, в 10 от Новгородского шоссе и расположен на возвышенности, среди лесов и болот. По народному преданию и по писцовым книгам, здесь до Литовского разоренья была церковь во имя великомученика Георгия. Потом по свидетельству церковных записей, была в 1770 году выстроена другая церковь, того же святого, помещиком Анисимом Харлажшым. Наконец помещик Андрей Юрьев Овцын построил нынешний каменный храм, во имя Покрова, с теплым приделом великомученика Георгия. Антиминсы на обоих престолах старые освященные в 1778 году архиепископом Гавриилом.

В церкви хранятся: 1) приходо-расходные книги, за шнуром и печатью Лугского духовного правления; 2) план и копия с межевой книги 1785 года, составленной лугским землемерным помощником Алексеем Бобриковым, 3) метрические книги с 1782 года, 4) исповедные росписи с 1799 года.

Церковного капитала 1,450 руб.

Причт сперва состоял из священника, дьячка и просвирни. В 1843 году прибавлены диакон и пономарь. Первым считался Петр Тимофеев, служивший с 1782 и в 1785 году перемещенный во Вшельский погост; с 1786 и по 1815 год служил Иоанн Мартинов, с 1815 по 1817 г. Александр Павлов после него поступил Иаков Семенов; ныне служит Иван Григорьев.

До штатов причт содержался ругою и доходами за требы, со времени штатов получает по 3 классу 460 руб. в год и доходы. Земли при церкви 42 дес. 660 саж. Из них под пашнями 28 дес.; сенокосу 3 дес.; под постройками и огородами 2 дес.; под дорогами - 1 дес. Под церковью и кладбищем 866 саж.; дровяного лесу 6 дес.; болота 1 дес. 2,200 саж.

Причт помещается в собственных домах.

Приход состоит из 12 деревень: это суть: Боротно, при церкви, сельцо Костолыжа - в 2 верстах от церкви; Страшево – в 3 вер.; Гавриловка, Перегреб, Киевец, Горбы, Лазун - в 6 верстах; Замошка, Ручьи и Зеленицы - в 7 верстах; Болван - в 12 верстах; Учно — в 14 вер. Киевец и Горка - в 2 верстах; Збуд - 1 версте; Ровни - в 8 верстах; Скоробожа - в 5 верстах; Павлово - в 4 верстах. Прихожан мужского пола 1277 женского 1380.

Кроме хлебопашества крестьяне занимаются разведением льна.

Раскольниииов Феодосеевцев до 40 человек, в Зеленицах. Молиться они ходят в Новгородский уезд, в Ям-Мшаги. Это, преимущественно, пришельцы из Псковской губернии, живущие здесь по паспортам на арендуемых ими землях. Грамотных до 20 человек, Земская школа из 46 учащихся, находится в 9 верстах от церкви. Попечитель ее мировой судья А. Н. Зварковский.

В церкви, по праздникам, бывает до 500 человек. Кроме общих праздников крестьяне особенно празднуют Покрову и Георгию. Крестные ходы бывают в Ручьях 23-го июня, по случаю падежа скота; в Лазуни и Костолыжи 29-го июня, по случаю сильной грозы и града; в Болване 8-го июля по случаю града; в Киевце, Збуде и Горках 20-го июля по случаю неурожая.

Часовни находятся: в Киевце во имя Георгия и Пророка Илии, устроенная в 1833 г.; в Болване - Параскевы; в Ручьях - Успения. Копии с писцовых книг о Боротинском погосте. 1) В писцовых книгах Шелонския пятины Леонтия Васкакова 1770 году написано, "погост Боротинской, а в нем были села и деревни за помещики за князми и за детми боярскими, а на погосте церковь Егорей (святой?) стоит без пения. Да на церковной земли двор попов, да двор дьячков, да двор проскурницын, да двор сторожов, стоят пусты. Пашни церковные паханые полтретьи коробьи, да перелогом 12 коробей вполе в дву по томуж, сена 30 копен в живущем поле полобжи, а в пусте полтретьи обжи. Секретарь Лука Флоров. Читал канцелярист Стефан Звонцов".

2) "Всписке списцовой книги писма и дозор Леоятия Баскакова, да подьячего Алексия Налахова в 1770 году написано. Вшелонской пятины погост Боротинской а внем села и деревни за князми помещики и детми боярскими, а на погосте церковь Егорей святый стоит без пения пашня церковное паханье пол три коробьи да перегоном (перелогом?) 12 коробей вполе по томуж сена 30 копен в живущем пол обжи а впусте по 3 обжи. А в окладной приходной книге прошлого 1772 года написано: Шелонские пятины на якове офонасьеве воронове тояж Шелонские пятины вборотинском погосте спустой егорьевской церковной земли оброк и пошлин 3 алтына 4 деньги, а дана ему та церковная земля испуста вновь на оброк в 1772 году впредь на четыре года без перекупья. Секретарь Лука Фролов, Читал Канцелярист Стефан Звонцов".

На границе Порховского уезда, в селе Видань есть приписная церковь, освященная 17-го марта 1884 г. благочинным Петром Кулигиным. Она построена прихожанами в память Александра 2-го.

 

Направляйте нам Ваши замечания, предложения, вопросы >>>




Святыни

В часовнях и церквах района храниться несколько ценнейших икон.

Многие из этих произведений были возвращены в храмы благодаря мещенатам.

Эти священные предметы относятся не только к духовному и культурному наследию. Они имеют большую историче-кую ценность.